Инструкция по эксплуатации трехфазных асинхронных электродвигателей АИР
В данной статье мы бы хотели рассмотреть все технические аспекты работы трехфазных асинхронных двигателей. Сразу стоит отметить, что для наиболее качественной и бесперебойной работы следует соблюдать все нижеописанные правила. Таким образом, вы предотвратите любые негативные условия, что связаны с незапланированной поломкой или выходом из строя.
Для работы с асинхронными двигателями могут допускаться только люди имеющие специальное разрешение, а главное умения для взаимодействия с электроустановками, которые специально изучали устройство электродвигателей данного вида, эксплуатационную документация, а главное соблюдающие все правила техники безопасности и эксплуатации.
Данная статья по инструкции эксплуатации асинхронных электродвигателей распространяется на модели двигателей АИР с габаритами 56-355.
Технологические условия работы
Все данные по электродвигателю, а также его технические характеристики указываются на металлической табличке, а также в паспорте модели. Если в табличке или паспорте указаны определенные условия эксплуатации, то ни в коем случае не допускаются нарушения этих предписаний.
- Температура окружающей среды от -20ºС до +40ºС;
- Максимальная высота установки двигателя 1000 м над уровнем моря;
- Номинальная рабочая частота 50 Гц;
- Подключение двигателя по схеме Δ или Y.
Без технической согласованности с поставщиком запрещается совместная работа двигателя с частотным преобразователем.
Содержание пыли в воздухе должно быть не более:
- 100мг/м3 – степень защиты IP55;
- 10мг/м3 – степень защиты IP54;
- 2мг/м3 – степень защиты IP23.
Обозначение двигателя
Установка двигателя
Действия перед монтажом
В первую очередь следует:
- Проверить двигатель на предмет внешних повреждений;
- Проверить на соответствие напряжения и частоты от питающей сети, которые должны соответствовать данным, что указаны в таблице двигателя;
- Если есть такая необходимость, то снять стопорные пластины ротора. Они могут находиться на стороне рабочего конца вала;
- Удалите смазку с законсервированных частей двигателя;
- Ротор должен свободно вращаться от движения руки;
- Измерьте сопротивление изоляции обмотки статора. В случае, если оно ниже 10 МОм, то двигатель следует просушить;
- Проверить соответствие нагрузки приводного механизма и мощности выбранного электродвигателя;
- Динамически отбалансировать с полушпонкой детали привода, которые устанавливаются на вал.
Монтаж
В первую очередь следует произвести такие действия:
- Произвести надежную фиксацию и крепление двигателя. Позаботьтесь о том, чтобы фундамент под двигателем был жестким и большим по площади, для предотвращения образования вибрации;
- Необходимо обеспечить свободный приток к двигателю охлаждающего воздуха, а также свободный отвод нагретого воздуха;
- Обеспечить соосность и параллельность соединяемых валов. Допустимая несоосность валов не более 0,2 мм;
- Если вы используете ременную передачу, то следует обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и приводимого механизма;
- Нагрузку второго конца вала производить только при помощи эластичной муфты;
- При насаживании шкива, муфты или шестерни на вал, следует обеспечить упор для торца противоположного конца вала, чтобы возникающие усилия не передавались на подшипники;
- Регулирующую аппаратуру для пуска необходимо выбирать в соответствии с мощностью электродвигателя, а также с учетом всех составляющих нагрузки приводимого данным электродвигателем механизма;
- Чтобы предотвратить перегрузки двигателя, следует позаботиться об установке теплового реле по номинальному току нагрузки. Но если есть в наличие термодатчик, то следует подключить его.
- Те кабельные вводы, которые не используются, должны быть закрыты.
Действия по окончанию установки
Следует провести данные действия, в соответствии с правилами безопасности:
- Проверьте схему соединения двигателя, чтобы она совпадала с именной табличкой и схемой представленной на коробке двигателя;
- Проверьте надежно ли затянуты контакты соединений, а также крепежные соединения и уплотнения в коробке вывода;
- Проверьте исправность заземления;
- Произведите пробный пуск двигателя на холостом ходу, чтобы проверить направление вращения, а также исправность механической части. При работе двигателя любой стук, задевания и вибрации должны отсутствовать;
- Чтобы поменять направление вращения ротора двигателя, на клеммной панели нужно поменять местами два любых провода питания;
- После того, как был произведен пуск на холостом ходу и были устранены все замеченные недостатки, нужно проверить работу двигателя при нагрузке. Главное, чтобы ток при нагрузке не превышал номинальных показателей, приведенных в таблице.
Транспортировка и хранение двигателя
Когда производится транспортировка двигателя, а также его перемещение в зону работы, следует избегать любых наклонов и переворачиваний. Это может повредить механизм.
Хранить двигатель следует только в сухом помещении, при относительно низком уровне запыленности. Также не допускаются резкие перепады температуры, а также любые факторы, что влекут за собой образование росы и конденсата.
Незащищенные поверхности фланцевого соединения должны быть обязательно защищены антикоррозийной смазкой. При подъеме двигателя следует использовать только специальные проушины или рым-болты. Но перед самым подъемом проследите, чтобы на них не было никаких повреждений.
Основные правила безопасности при работе двигателя
Каждый асинхронный двигатель должен работать и обслуживаться при наблюдении квалифицированного персонала, которые обладают нужными знаниями и соблюдают все правила безопасности. При подготовке к работе и техническом обслуживании двигателя следует пользоваться только исправными инструментами и оборудованием.
Температура наружного кожуха двигателя может быть горячей во время работы, но она не должна превышать температуры выше 80…100ºС. Также двигатель следует заземлить.
Когда двигатель уже вошел в эксплуатацию следует производить данные операции:
Производить общее наблюдение за работой двигателя, присматривая за нормальным техническим состоянием;
Проводить профилактические работы и техническое обслуживание не реже одного раза в два месяца;
Если заметны отклонения величин нагрева корпуса, уровня шума, вибрации, а также любые другие неисправности в двигателе, то в этом случае следует провести ремонт оборудования, но не реже одного раза в год;
Если вы хотите использовать электродвигатель вместе с частотным преобразователем, то стоит согласовать это с производителем!
Наиболее распространенные причины выхода электродвигателя из строя
- Перегрузка в работе;
- Несоответствие напряжения сети и номинальной частоты;
- Отсутствие фазы или неполнофазный режим работы;
- Неправильная установка или неправильное подключение перемычек в коробке выводов.
Монтаж и демонтаж двигателя
Сборка и демонтаж любого двигателя должен осуществляться квалифицированным персоналам, обладающим нужными навыками и техническими инструментами, соблюдая технику безопасности и методы работы.
Если была нарушена целостность электродвигателя без соответствующего одобрения, то поставщик имеет полное право отказать в гарантийном обслуживании.
Подшипники должны быть удалены при помощи съемников и только в случае замены.
Подключение и направление вращения
Направление вращения двигателя должно быть по часовой стрелке, если смотреть со стороны конца вала, когда фазы L1, L2, L3 подключены к клеммам так, как показано на рисунке.
Чтобы поменять направление вращения, поменяйте местами подключение любых двух кабелей.
Техническое обслуживание двигателя и общий осмотр
Чтобы двигатель показывал высокую производительность на протяжении длительного времени, следует регулярно проводить данные действия:
- Проводить наружный осмотр и очищать двигатель от грязи;
- Проверять надежность заземления и состояния контактов;
- Измерять сопротивление изоляции обмоток статора;
- Проверять надежность и исправность крепления двигателей к месту соединения и установки с приводным механизмом;
- Периодически проверять натяжку болтовых соединений и состояния уплотнения по линии вала;
- Следить за состоянием подшипников путем постоянного прослушивания необычного шума, измерять вибрацию и температуру подшипников.
Смазка двигателя
Для двигателей с закрытыми подшипниками (132 габарит и ниже), смазку на подшипниках не нужно менять за весь срок эксплуатации. Для двигателей с открытым типом подшипников, следует иногда производить пополнение или замену смазки в течение некоторого периода времени, но не реже одного раза в 2 года.
Для смазки и пополнения использовать только консистентные смазки на основе минеральных масел с литиевым загустителем. Старая смазка должна быть удалена, а полости подшипников и крышка тщательно промыты бензином. Далее заполните подшипник смазкой, а оставшуюся часть разместите в полостях подшипниковых крышек до половины объема или до 2/3.
Габариты | Кол-во смазки | 3000 | 1500 | 1000 | 750 |
г/подшипник | об/мин | об/мин | об/мин | об/мин | |
Интервал в часах работы | |||||
160 | 25 | 9500 | 17000 | 21000 | 24000 |
180 | 30 | 8000 | 16000 | 20000 | 23000 |
200 | 40 | 6000 | 13000 | 17000 | 21000 |
225 | 50 | 5000 | 12500 | 16500 | 20000 |
250 | 60 | 4000 | 11500 | 15000 | 18000 |
280 | 70 | 3500 | 10500 | 14000 | 17000 |
315 | 90 | 3500 | 8500 | 12500 | 16000 |
При подготовке к ремонту следует:
- Произвести демонтаж и разборку двигателя, его промывку, чистку и сушку всех деталей;
- Провести просмотр подшипников, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, а также выявить детали, что подлежат замене, восстановлению и пригонке;
- Осуществить замену уплотнения по линии вала, а именно – армированные резиновые манжеты после 2000 часов работы, и резиновые самоподвижные уплотнения V-образной формы после 8000 часов работы;
- Произвести подпитку войлочных уплотнений по линии вала трансформаторным шелом после 2000-3000 часов работы, но не реже одного раза в полтора года;
- Произвести замену подшипников при общей наработке выше 20 000 часов и при повышенном подшипниковом шуме, стуке в подшипниках или при задевании ротора за статор.
Подшипники снимать только съемником и только в случае их замены.
Основные неисправности и методы их устранения
Двигатель при пуске не разворачивается и гудит
Вероятные причины:
- Понижение напряжения питающей сети;
- Перепутаны начало и конец фазы обмотки статора;
- Двигатель перегружен;
- Приводной механизм неисправен.
Методы устранения
- Найти и устранить неисправность;
- Осуществить подсоединение фаз согласно схеме;
- Снизить нагрузку;
- Устранить неисправность приводного механизма.
Остановка работающего двигателя
Вероятные причины:
- Прекращение подачи напряжения;
- Неполадки в распределительном устройстве и питающей сети;
- Заклинивание двигателя или приводного механизма;
- Сработала защита
Методы устранения
- Найти и устранить разрыв цепи;
- Устранить неполадки в механизме распределительного устройства и питающей сети;
- Устранить неисправность приводного механизма;
- Проверить обмотку статора и устранить причину.
Вал вращается, но нормальная частота вращения не достигается
Вероятные причины:
- Во время разгона отключилась одна из фаз;
- Падение напряжения в сети;
- Чрезмерная перегрузка.
Методы устранения:
- Подключить отсоединившуюся фазу;
- Поднять напряжение до номинального значения;
- Устранить перегрузку.
Повышенный перегрев двигателя
Возможные причины:
- Двигатель перегружен по току;
- Повышено или понижено напряжение в сети;
- Температура окружающей среды чрезмерно повышена;
- Нормальная вентиляция нарушена;
- Нормальная работа привода механизма нарушена.
Методы устранения:
- Снизить нагрузку до номинальной;
- Устранить напряжение в пределах ГОСТ 183-74;
- Установить допустимую температуру;
- Провести профилактику вентилятора, очистить кожух от накопившейся грязи;
- Убрать все неполадки в приводном механизме.
Сильное гудение двигателя. Мотор не развивает нужную скорость вращения
Возможные причины:
- Межвитковое замыкание в обмотке статора;
- Обмотка одной фазы заземлена;
- Короткое замыкание между фазами.
В этом случае необходимо произвести ремонт обмотки.
Повышенная вибрация при работе двигателя
Возможные причины:
- Недостаточная жесткость фундамента;
- Несоосность вала двигателя с валом приводного механизма;
- Привод или соединительная муфта не отбалансированы.
Методы устранения:
- Усилить жесткость фундамента;
- Усилить соосность;
- Отбалансировать муфту и привод.
Подшипники сильно перегреваются
Возможные причины:
- Неправильная центровка двигателя с приводом;
- Повреждение подшипника;
- Смазки слишком много или мало.
Методы устранения:
- Проверить центровку;
- Произвести замену подшипника;
- Проверить количество смазки.
Пониженное сопротивление изоляции обмотки
Возможные причины, это загрязнение или отсырение обмоток.
Метод устранения заключается в том, чтобы осушить или заменить обмотку.
Данная инструкция не охватывает всего спектра действий асинхронных трехфазных электродвигателей, а дает только частичную информацию по методам применения и качественной работы. За более детальной информацией обращайтесь за консультацией к нашим менеджерам, которые всегда готовы оказать профессиональную помощь. У нас Вы можете выбрать асинхронный двигатель любого производителя! Компания "ОВК Комплект" работает для Вас!