Вентилятор - сердце любого вентиляционного оборудования.

Вентиляторы. Их типы, сферы применения, особенности эксплуатации

Вентиляторы можно назвать ключевым элементом вентиляционных систем с принудительными вытягиванием и/или нагнетанием воздуха. Они представляют собой механические устройства, способные перемещать воздушные массы по воздухопроводам, вытягивать их из помещений либо подавать внутрь них. Чтобы осуществлялись вышеописанные процессы, вентилятором создается перепад давления между областями входа и выхода устройства.

У осевых вентиляторов довольно простая конструкция. Каждый из них является колесом с лопастями (его еще называют крыльчаткой), размещенным внутри кожуха цилиндрической формы. Крыльчатку крепят к втулке и располагают к плоскости, в которой она вращается, под некоторым углом. Когда лопасти вращаются, ими производится захват воздушных масс, а также перемещение их вдоль оси устройства. В других направлениях движения воздушного потока практически нет. Наиболее часто встречаются модели с установкой лопастей прямо на оси электрического двигателя.

Подобное вентиляционное оборудование обычно применяется для того, чтобы обеспечить вытяжку и приток воздуха. Оно монтируется в свободных проемах, либо же им оснащается система вентиляции, имеющая воздухопроводы с длиной горизонтального отрезка не превышающей 3 000 мм, а также малое аэродинамическое сопротивление сети. В Украине заслуженным признанием пользуются вентиляторы Вентс данного типа. В бытовом разделе, например, они представлены сразу пятью категориями. Они бывают оконные, настенные, потолочные, декоративные, энергосберегающие, а также канальные. Обычно найти и купить вентилятор осевой нужного вида не является проблемой. Вентилятор центробежно-осевой способен направлять движение воздуха вдоль оси электродвигателя. Вентиляционные системы с воздухопроводами, имеющими круглое сечение, - наиболее распространенная сфера их применения. У устройств круглой формы канальной разновидности диаметр находится в пределах от 10 до 45 см. Они обладают производительностью в диапазоне 250...5200 м3/ч.

У таких моделей обычно асинхронный электродвигатель, снабженный внешним ротором и оснащенный крыльчаткой центробежного типа, лопасти которой изогнуты назад. Чтобы увеличить продолжительность работы, электродвигатели комплектуют подшипниками качения. Корпус, как правило, пластиковый, стальной (покрытый слоем полимера) либо из оцинкованной стали. Благодаря этому, он хорошо защищен от коррозионных воздействий, а также очень эстетично смотрится.

Данным моделям, как правило, отводится роль вытяжки, либо они используются для создания притока воздуха там, где вентиляционная система имеет значительную протяженность воздухопроводов и существенное аэродинамическое сопротивление. Следовательно, их чаще используют в полупромышленной, промышленной, коммерческой сферах. Подобный вентилятор купить в Киеве и других местах Украины довольно несложно. Однако, важно правильно подобрать его по параметрам.

У вентилятора центробежного имеются два основных элемента: турбина и улитка. Его рабочим колесом служит цилиндрическая конструкция со смонтированными внутри нее лопастями, которые расположены между двух дисков. Эта конструкция насаживается на вал с помощью ступицы, находящейся в центре вышеупомянутых дисков. Когда она вращается, имеет место сжатие попавшего между лопастями воздуха с одновременным выталкиванием его по направлению от центра к краям. Центробежной силой он выталкивается в спиралевидный корпус и направляется к отверстию, через которое воздушные массы нагнетаются в помещение или систему вентиляции.

Центробежный вентилятор может быть оснащен рабочим колесом, лопасти которого загнуты вперед либо назад. Последний вариант делает возможной где-то 20%-ную экономию электрической энергии. Более того, модели, лопасти колес которых загнуты назад, способны с большей легкостью переносить перегрузку, связанную с чрезмерным расходом воздуха. Центробежными устройствами, лопасти которых загнуты вперед, может быть создан тот же напор и обеспечен тот же расход, как у модификаций с загнутыми назад лопастями. Однако, им для этого требуется колесо меньшего диаметра, а также меньшая скорость вращения. Соответственно, используя такое вентиляционное оборудование, можно получить нужный результат, но при этом сэкономить пространство (так как габариты меньшие) и добиться меньшей шумности.

С помощью подобных моделей может поддерживаться принудительная вентиляция там, где велико аэродинамическое сопротивление, а также значительна длина воздухопроводов. Это значит, что вентиляционные системы, использующие центробежные устройства, чаще будут встречаться в коммерческих, общественных, промышленных, культовых, административных зданиях. Центробежные вентиляторы Вентс — отличный вариант для подобных систем. Они надежны и производительны. Прежде чем купить устройство данного типа, стоит проконсультироваться со специалистами.

Способы регулировки скорости вращения вентилятора

Основных способов регулировки скорости, с которой вращается вентилятор, два. Первый подразумевает применение тиристорного регулятора, второй — трансформаторного. В первом случае скорость регулируется плавно и вручную. Скорость, с которой вращается вал электрического двигателя вентилятора, напрямую влияет на расход воздуха при его работе. Симистор позволяет достичь плавного изменения напряжения на выходе. На этом основана работа такого регулятора.

Применение данного способа позволяет управлять больше, чем одним двигателем. Но только в том случае, когда общий ток, который потребляют управляемые двигатели, находится в пределах некоторой величины. Плюсами тиристорных регуляторов являются высокая эффективность, а также то, что они позволяют получить высокую точность регулировки скорости. Минус же в том, что регулирование на малых скоростях ведет к возрастанию шума, который издает вентилятор. Отсюда ограничение: не следует интегрировать такие регуляторы в вентиляционные системы, имеющие повышенные требования к уровню шума. Если использовать тиристорный регулятор для управления электродвигателем, имеющим низкое напряжение питания, его подшипники износятся быстрее. Рекомендуется диапазон регулировки 60...100% от номинала напряжения.

Трансформаторный способ регулировки основан на применении автотрансформатора с пятью ступенями. Он управляет напряжением электропитания двигателей (изменения частоты не происходит). Такой регулятор ставят на вентиляторы, управляемые с помощью напряжения. Один трансформатор можно применить для управления рядом таких моделей. Но важно, чтобы ток, суммарно потребляемый их двигателями, не превысил номинала регулирующего устройства. Регулирование на малых скоростях с использованием трансформатора не приведёт к увеличению шума. Однако, если долгое время использовать низкое напряжение электропитания, быстрого износа подшипников избежать не удастся.