Инструкция по эксплуатации трехфазных асинхронных электродвигателей АИР

В данной статье мы бы хотели рассмотреть все технические аспекты работы трехфазных асинхронных двигателей. Сразу стоит отметить, что для наиболее качественной и бесперебойной работы следует соблюдать все нижеописанные правила. Таким образом, вы предотвратите любые негативные условия, что связаны с незапланированной поломкой или выходом из строя.

Для работы с асинхронными двигателями могут допускаться только люди имеющие специальное разрешение, а главное умения для взаимодействия с электроустановками, которые специально изучали устройство электродвигателей данного вида, эксплуатационную документация, а главное соблюдающие все правила техники безопасности и эксплуатации.

Данная статья по инструкции эксплуатации асинхронных электродвигателей распространяется на модели двигателей АИР с габаритами 56-355.

Мощность / Обороты3000 об/мин1500 об/мин1000 об/мин750 об/мин
0,12 кВт-АИР56А4--
0,18 кВтАИР56А2АИР56В4АИР63А6-
0,25 кВтАИР56В2АИР63А4АИР63В6АИР71В8
0,37 кВтАИР63А2АИР63В4АИР71А6АИР80А8
0,55 кВтАИР63В2АИР71А4АИР71В6АИР80В8
0,75 кВтАИР71А2АИР71В4АИР80А6АИР90LA8
1,1 кВтАИР71В2АИР80А4АИР80В6АИР90LB8
1,5 кВтАИР80А2АИР80В4АИР90L6АИР100L8
2,2 кВтАИР80В2АИР90L4АИР100L6АИР112МА8
3 кВтАИР90L2АИР100S4АИР112МА6АИР112МВ8
4 кВтАИР100S2АИР100L4АИР112МВ6АИР132S8
5,5 кВтАИР100L2АИР112М4АИР132S6АИР132М8
7,5 кВтАИР112М2АИР132S4АИР132М6АИР160S8
11 кВтАИР132М2АИР132М4АИР160S6АИР160М8
15 кВтАИР160S2АИР160S4АИР160М6АИР180М8
18,5 кВтАИР160М2АИР160М4АИР180М6АИР200М8
22 кВтАИР180S2АИР180S4АИР200M6АИР200L8
30 кВтАИР180М2АИР180М4АИР200L6АИР225М8
37 кВтАИР200М2АИР200М4АИР225М6АИР250S8
45 кВтАИР200L2АИР200L4АИР250S6АИР250М8
55 кВтАИР225М2АИР225М4АИР250М6АИР280S8
75 кВтАИР250S2АИР250S4АИР280S6АИР280М8
90 кВтАИР250М2АИР250М4АИР280М6АИР315S8
110 кВтАИР280S2АИР280S4АИР315S6АИР315М8
132 кВтАИР280М2АИР280М4АИР315М6АИР355S8
160 кВтАИР315S2АИР315S4АИР355S6АИР355М8
200 кВтАИР315М2АИР315М4АИР355М6АИР355МВ8
250 кВтАИР355S2АИР355S4АИР355МВ6АИР355MLB8
315 кВтАИР355М2АИР355М4АИР355MLC6АИР355MLC8

Технологические условия работы

Все данные по электродвигателю, а также его технические характеристики указываются на металлической табличке, а также в паспорте модели. Если в табличке или паспорте указаны определенные условия эксплуатации, то ни в коем случае не допускаются нарушения этих предписаний.

  • Температура окружающей среды от -20ºС до +40ºС;
  • Максимальная высота установки двигателя 1000 м над уровнем моря;
  • Номинальная рабочая частота 50 Гц;
  • Подключение двигателя по схеме Δ или Y.

Техническое устройство трехфазного двигателя АИР

Без технической согласованности с поставщиком запрещается совместная работа двигателя с частотным преобразователем.

Содержание пыли в воздухе должно быть не более:

  • 100мг/м3 – степень защиты IP55;
  • 10мг/м3 – степень защиты IP54;
  • 2мг/м3 – степень защиты IP23.

Обозначение двигателя

Обозначение двигателя

Установка двигателя

Действия перед монтажом

В первую очередь следует:

  • Проверить двигатель на предмет внешних повреждений;
  • Проверить на соответствие напряжения и частоты от питающей сети, которые должны соответствовать данным, что указаны в таблице двигателя;
  • Если есть такая необходимость, то снять стопорные пластины ротора. Они могут находиться на стороне рабочего конца вала;
  • Удалите смазку с законсервированных частей двигателя;
  • Ротор должен свободно вращаться от движения руки;
  • Измерьте сопротивление изоляции обмотки статора. В случае, если оно ниже 10 МОм, то двигатель следует просушить;
  • Проверить соответствие нагрузки приводного механизма и мощности выбранного электродвигателя;
  • Динамически отбалансировать с полушпонкой детали привода, которые устанавливаются на вал.

Вариант исполнения двигателей АИР

Монтаж

В первую очередь следует произвести такие действия:

  1. Произвести надежную фиксацию и крепление двигателя. Позаботьтесь о том, чтобы фундамент под двигателем был жестким и большим по площади, для предотвращения образования вибрации;
  2. Необходимо обеспечить свободный приток к двигателю охлаждающего воздуха, а также свободный отвод нагретого воздуха;
  3. Обеспечить соосность и параллельность соединяемых валов. Допустимая несоосность валов не более 0,2 мм;
  4. Если вы используете ременную передачу, то следует обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и приводимого механизма;
  5. Нагрузку второго конца вала производить только при помощи эластичной муфты;
  6. При насаживании шкива, муфты или шестерни на вал, следует обеспечить упор для торца противоположного конца вала, чтобы возникающие усилия не передавались на подшипники;
  7. Регулирующую аппаратуру для пуска необходимо выбирать в соответствии с мощностью электродвигателя, а также с учетом всех составляющих нагрузки приводимого данным электродвигателем механизма;
  8. Чтобы предотвратить перегрузки двигателя, следует позаботиться об установке теплового реле по номинальному току нагрузки. Но если есть в наличие термодатчик, то следует подключить его.
  9. Те кабельные вводы, которые не используются, должны быть закрыты.

Действия по окончанию установки

Следует провести данные действия, в соответствии с правилами безопасности:

  1. Проверьте схему соединения двигателя, чтобы она совпадала с именной табличкой и схемой представленной на коробке двигателя;
  2. Проверьте надежно ли затянуты контакты соединений, а также крепежные соединения и уплотнения в коробке вывода;
  3. Проверьте исправность заземления;
  4. Произведите пробный пуск двигателя на холостом ходу, чтобы проверить направление вращения, а также исправность механической части. При работе двигателя любой стук, задевания и вибрации должны отсутствовать;
  5. Чтобы поменять направление вращения ротора двигателя, на клеммной панели нужно поменять местами два любых провода питания;
  6. После того, как был произведен пуск на холостом ходу и были устранены все замеченные недостатки, нужно проверить работу двигателя при нагрузке. Главное, чтобы ток при нагрузке не превышал номинальных показателей, приведенных в таблице.

Транспортировка и хранение двигателя

Когда производится транспортировка двигателя, а также его перемещение в зону работы, следует избегать любых наклонов и переворачиваний. Это может повредить механизм.

Хранить двигатель следует только в сухом помещении, при относительно низком уровне запыленности. Также не допускаются резкие перепады температуры, а также любые факторы, что влекут за собой образование росы и конденсата.

Незащищенные поверхности фланцевого соединения должны быть обязательно защищены антикоррозийной смазкой. При подъеме двигателя следует использовать только специальные проушины или рым-болты. Но перед самым подъемом проследите, чтобы на них не было никаких повреждений.

Хранение двигателей АИР

Основные правила безопасности при работе двигателя

Каждый асинхронный двигатель должен работать и обслуживаться при наблюдении квалифицированного персонала, которые обладают нужными знаниями и соблюдают все правила безопасности. При подготовке к работе и техническом обслуживании двигателя следует пользоваться только исправными инструментами и оборудованием.

Температура наружного кожуха двигателя может быть горячей во время работы, но она не должна превышать температуры выше 80…100ºС. Также двигатель следует заземлить.

Когда двигатель уже вошел в эксплуатацию следует производить данные операции:

Производить общее наблюдение за работой двигателя, присматривая за нормальным техническим состоянием;

Проводить профилактические работы и техническое обслуживание не реже одного раза в два месяца;

Если заметны отклонения величин нагрева корпуса, уровня шума, вибрации, а также любые другие неисправности в двигателе, то в этом случае следует провести ремонт оборудования, но не реже одного раза в год;

Если вы хотите использовать электродвигатель вместе с частотным преобразователем, то стоит согласовать это с производителем!

Наиболее распространенные причины выхода электродвигателя из строя

  • Перегрузка в работе;
  • Несоответствие напряжения сети и номинальной частоты;
  • Отсутствие фазы или неполнофазный режим работы;
  • Неправильная установка или неправильное подключение перемычек в коробке выводов.

Монтаж и демонтаж двигателя

Сборка и демонтаж любого двигателя должен осуществляться квалифицированным персоналам, обладающим нужными навыками и техническими инструментами, соблюдая технику безопасности и методы работы.

Если была нарушена целостность электродвигателя без соответствующего одобрения, то поставщик имеет полное право отказать в гарантийном обслуживании.

Подшипники должны быть удалены при помощи съемников и только в случае замены.

Подключение и направление вращения

Направление вращения двигателя должно быть по часовой стрелке, если смотреть со стороны конца вала, когда фазы L1, L2, L3 подключены к клеммам так, как показано на рисунке.

Схема подключения двигателя АИР

Чтобы поменять направление вращения, поменяйте местами подключение любых двух кабелей.

Техническое обслуживание двигателя и общий осмотр

Чтобы двигатель показывал высокую производительность на протяжении длительного времени, следует регулярно проводить данные действия:

  • Проводить наружный осмотр и очищать двигатель от грязи;
  • Проверять надежность заземления и состояния контактов;
  • Измерять сопротивление изоляции обмоток статора;
  • Проверять надежность и исправность крепления двигателей к месту соединения и установки с приводным механизмом;
  • Периодически проверять натяжку болтовых соединений и состояния уплотнения по линии вала;
  • Следить за состоянием подшипников путем постоянного прослушивания необычного шума, измерять вибрацию и температуру подшипников.

Техническое обслуживание двигателя АИР

Смазка двигателя

Для двигателей с закрытыми подшипниками (132 габарит и ниже), смазку на подшипниках не нужно менять за весь срок эксплуатации. Для двигателей с открытым типом подшипников, следует иногда производить пополнение или замену смазки в течение некоторого периода времени, но не реже одного раза в 2 года.

Для смазки и пополнения использовать только консистентные смазки на основе минеральных масел с литиевым загустителем. Старая смазка должна быть удалена, а полости подшипников и крышка тщательно промыты бензином. Далее заполните подшипник смазкой, а оставшуюся часть разместите в полостях подшипниковых крышек до половины объема или до 2/3.

Габариты

Кол-во смазки

3000

1500

1000

750

г/подшипник

об/мин

об/мин

об/мин

об/мин

Интервал в часах работы

160259500170002100024000
180308000160002000023000
200406000130001700021000
225505000125001650020000
250604000115001500018000
280703500105001400017000
31590350085001250016000

При подготовке к ремонту следует:

  • Произвести демонтаж и разборку двигателя, его промывку, чистку и сушку всех деталей;
  • Провести просмотр подшипников, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, а также выявить детали, что подлежат замене, восстановлению и пригонке;
  • Осуществить замену уплотнения по линии вала, а именно – армированные резиновые манжеты после 2000 часов работы, и резиновые самоподвижные уплотнения V-образной формы после 8000 часов работы;
  • Произвести подпитку войлочных уплотнений по линии вала трансформаторным шелом после 2000-3000 часов работы, но не реже одного раза в полтора года;
  • Произвести замену подшипников при общей наработке выше 20 000 часов и при повышенном подшипниковом шуме, стуке в подшипниках или при задевании ротора за статор.

Подшипники снимать только съемником и только в случае их замены.

Схема конструкции трехфазного двигателя АИР

Основные неисправности и методы их устранения

Двигатель при пуске не разворачивается и гудит

Вероятные причины:

  1. Понижение напряжения питающей сети;
  2. Перепутаны начало и конец фазы обмотки статора;
  3. Двигатель перегружен;
  4. Приводной механизм неисправен.

Методы устранения

  1. Найти и устранить неисправность;
  2. Осуществить подсоединение фаз согласно схеме;
  3. Снизить нагрузку;
  4. Устранить неисправность приводного механизма.

Остановка работающего двигателя

Вероятные причины:

  1. Прекращение подачи напряжения;
  2. Неполадки в распределительном устройстве и питающей сети;
  3. Заклинивание двигателя или приводного механизма;
  4. Сработала защита

Методы устранения

  1. Найти и устранить разрыв цепи;
  2. Устранить неполадки в механизме распределительного устройства и питающей сети;
  3. Устранить неисправность приводного механизма;
  4. Проверить обмотку статора и устранить причину.

Вал вращается, но нормальная частота вращения не достигается

Вероятные причины:

  1. Во время разгона отключилась одна из фаз;
  2. Падение напряжения в сети;
  3. Чрезмерная перегрузка.

Методы устранения:

  1. Подключить отсоединившуюся фазу;
  2. Поднять напряжение до номинального значения;
  3. Устранить перегрузку.

Повышенный перегрев двигателя

Возможные причины:

  1. Двигатель перегружен по току;
  2. Повышено или понижено напряжение в сети;
  3. Температура окружающей среды чрезмерно повышена;
  4. Нормальная вентиляция нарушена;
  5. Нормальная работа привода механизма нарушена.

Методы устранения:

  1. Снизить нагрузку до номинальной;
  2. Устранить напряжение в пределах ГОСТ 183-74;
  3. Установить допустимую температуру;
  4. Провести профилактику вентилятора, очистить кожух от накопившейся грязи;
  5. Убрать все неполадки в приводном механизме.

Сильное гудение двигателя. Мотор не развивает нужную скорость вращения

Возможные причины:

  1. Межвитковое замыкание в обмотке статора;
  2. Обмотка одной фазы заземлена;
  3. Короткое замыкание между фазами.

В этом случае необходимо произвести ремонт обмотки.

Повышенная вибрация при работе двигателя

Возможные причины:

  1. Недостаточная жесткость фундамента;
  2. Несоосность вала двигателя с валом приводного механизма;
  3. Привод или соединительная муфта не отбалансированы.

Методы устранения:

  1. Усилить жесткость фундамента;
  2. Усилить соосность;
  3. Отбалансировать муфту и привод.

Подшипники сильно перегреваются

Возможные причины:

  1. Неправильная центровка двигателя с приводом;
  2. Повреждение подшипника;
  3. Смазки слишком много или мало.

Методы устранения:

  1. Проверить центровку;
  2. Произвести замену подшипника;
  3. Проверить количество смазки.

Пониженное сопротивление изоляции обмотки

Возможные причины, это загрязнение или отсырение обмоток.

Метод устранения заключается в том, чтобы осушить или заменить обмотку.

Широкий модельный ряд двигателей АИР

Данная инструкция не охватывает всего спектра действий асинхронных трехфазных электродвигателей, а дает только частичную информацию по методам применения и качественной работы. За более детальной информацией обращайтесь за консультацией к нашим менеджерам, которые всегда готовы оказать профессиональную помощь. У нас Вы можете выбрать асинхронный двигатель любого производителя! Компания "ОВК Комплект" работает для Вас!